Многие считают, что перевозка больных появилась всего пару лет назад, заглянем в историю.

Если кто-то заболевал в прошлые века, и требовалась немедленная медицинская помощь, то было всего два выхода – вызвать доктора на дом, либо привезти больного в больницу. Для того чтобы вызвать доктора на дом было необходимо срочно отправить кого-то из родственников, либо из прислуги,  как правило пешком домой к доктору или в больницу, иногда для того чтобы привезти доктора, запрягали в повозку бричку или сани лошадь. Ведь было необходимо не только поехать за доктором, но и привезти его к больному. Нередко случалось, что доктора не было ни дома, ни в больнице, в этом случае ехали к другому доктору, а иногда и к третьему. Для молодых и начинающих докторов и младшего медицинского персонала в больницах нередко строили небольшие комнаты с отдельным выходом на улицу, таким образом, при больнице был постоянно дежурный врач, привезенный на дом врач, брал с собой саквояж с минимально необходимым количеством медицинского инструмента и медикаментов. Если после постановки диагноза требовалась госпитализация то больного, либо перевозили своими силами, либо бежали искать извозчика, в крайнем случае, обращались за помощью к соседям, которые имели лошадь и повозку.

История с транспортировкой больного уходит прошлое, когда наши далёкие предки ещё жили в пещерах и бегали за мамонтами. Тогда получить травму было обычным делом, а жизнь была очень суровой, потому соплеменников получивших тяжёлые травмы оставляли на месте происшествия. А если травма, по мнению вожака, могла зажить, то бедолагу относили на руках, либо на волокуше из звериной шкуры в пещеру, где обитало племя. Это и была первая, доисторическая транспортировка пациента.

Транспорт для перевозки больных преобразился в  корне с появлением колеса и приручении лошади – больных стали возить на повозках и санях что значительно улучшило качество перевозки и уменьшило время в пути, но что самое главное тяжело травмированных перестали оставлять на месте происшествия потому, что усилия соплеменников заменила лошадь с повозкой.

С появлением карет запряжённых лошадьми качество перевозки снова значительно возросло, в связи с тем, что благодаря крыше, на больного с неба не падал ни снег, ни дождь, и ветер не докучал, потому что карета была закрыта со всех сторон тканью и стёклами. Однако кареты были очень и очень дорогим удовольствием, которое могли себе позволить только представители правящих классов, а остальные по-прежнему обходились лишь открытыми повозками.

Со временем стало понятно, что лекарю трудно успевать обслуживать больных в их жилищах и тогда он предложил лечить у себя дома, а позднее построил для таких целей отдельное помещение, которое со временем стали назвать больницами. С появлением больниц появилась надобность доставки туда пациентов и перевозки их домой после лечения, в случае если они сами не могли добраться.

К появлению скорой медицинской помощи с врачом, привёл пожар в Венском оперном театре 8 декабря 1881 года,   при котором погибло 479 человек.  Перед театром на снегу целые сутки лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили травмы пытаясь выбраться из огненной ловушки, большую часть из которых не смогли спасти только из-за того что они небыли доставлены вовремя в больницы Вены.

Именно тогда возникла идея с созданием специального транспорта – карет медицинской помощи, при их создании постарались учесть, что перевозка больных  будет, осуществляется в разные сезоны года и при различных метеоусловиях именно потому больного постарались оградить от дождя и снега, палящего солнца и мороза.

В 1881 году Общество киевских врачей основало «Кружок, для ночных дежурств» который, финансировался самими участниками, и потому все выезды к больным были  бесплатными. Одновременно со службой перевозки больных возникла потребность в строительстве больницы, которая бы принимала всех больных, которых доставляли кареты медицинской помощи.

В Киеве такую трёхэтажную и красивую больницу построили за счёт средств города и с помощью метсенатов в центре города на улице Рейтарской 22. Эта больница имела всё необходимое – приёмный покой, изолятор, палаты, манипуляционные, операционные залы, ординаторские. Большой двор, где под навесом стояли кареты, небольшую конюшню, флигель для персонала, множество подсобных помещений.

Больных доставляли не к парадному входу, а к специальной двери без ступенек, что позволяло использовать специальные каталки на колёсиках.

В Киеве до прихода большевиков наряду с частными платными больницами, были и бесплатные в которые привозили больных не только из Киева, но и из области:

Больница для Чернорабочих и бедных людей открылась в 1894 году, лечение там и медикаменты были бесплатными, её назвали в честь сахарозаводчика Терещенко, который за свои собственные деньги её построил. Терещенская больница теперь носит название ОХМАДЕТ  и находится на улице Черновола в Киеве.

 

Бывшая Еврейская больница хоть и находилась на окраине Лукъяновки и, по сути, на окраине Киева, но имела значительную площадь и пять основных зданий. В этой больнице до прихода большевиков могли получить медицинскую помощь не только евреи, но и любой из горожан. Доставка лежачих больных в больницы производилась каретами медицинской помощи.

 

 

Еще одна еврейская больница, хирургическая, была построена на улице Кириловской на средства Ионы Зайцева для малоимущих евреев.

 

Больница немецкой общины Киева – Лютеранская больница, построенная в 1913 году за средства киевских немцев и с помощью германии, киевляне её помнят как больница водников, потому что после прихода большевиков это больницу передали в ведение речного флота и порта. Здание можно увидеть  на ул. Владимира Винниченко 9.

 

Здание амбулатории Общества подаяния помощи больным детям  было построено в 1898 году  на Бульвано-Кудрявской улице.

 

1903 году на ул. Козловской (ныне – Парковая дорога) были построены два корпуса больницы Общества помощи хронически больным детям.

Время шло, и изменялся медицинский транспорт:

 

Транспортировка больных. Основные правила

Интересные случаи в перевозке больных

Медицинские анекдоты

Что делать при дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими